Праздник, который отмечают в России, в США и ряде стран Европы, Африки, Латинской Америки и Азии в первый день мая, известен сразу под несколькими названиями — День международной солидарности трудящихся, День Весны и Труда, День труда, День весны.
Впервые отмечать Первомай начали еще жители Древней Италии. Они поклонялись богине Майе — покровительнице земли и плодородия. В честь нее последний месяц весны назвали маем, а в его первый день устраивались гулянья и торжества. Древние славили эту богиню, чтобы предстоящий год был плодородным и принес хороший урожай. Тем более удивительно, что тысячелетия спустя 1-го мая официально стал днем Труда.
Обычаи Древней Италии постепенно распространились по всей Европе. К примеру, в Англии, Шотландии и Франции этот день стали устраиваться массовые гуляния и шествия, а на Сицилии принято в этот день собирать и дарить луговые ромашки. В Испании этот день тоже связан с цветами — жители страны устраивают Праздник цветов, в честь которого молодые люди дарят букеты своим девушкам.
Празднование начала весеннего сева в языческой Европе было посвящено богу солнца и плодородия Белену, жертвы которому приносили друиды. Языческий праздник Белтейн и по сей день продолжают отмечать в некоторых сельских районах Шотландии, Уэльса и Ирландии. Согласно древним языческим традициям, праздник отмечают разжиганием ритуальных костров на возвышенностях. Участники празднества прыгают через огонь для очищения. На дверях домов вешают Майский Сук, а во дворах сажают Майский Куст из ветвей рябины.
Схожими обрядами встречают 1-е мая во многих деревнях и городах Германии, Австрии, скандинавских стран, Чехии и Словакии. Главный символ праздника Майское дерево —это украшенный высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно в мае на центральных площадях. На макушке столба устанавливают венок. С Майским деревом связано множество традиций: перед установкой столб проносят по всему городу, устанавливают его несколько крепких парней с помощью длинных шестов, а само "дерево" украшают лентами. В некоторых районах Германии холостые мужчины устанавливают маленькие майские деревья — берёзки — у домов незамужних женщин деревни. В Альпах существует традиция забираться на верхушку Майского дерева.
На Руси в начале мая отмечали День Дажьбога,котрый несколько столетий был одним из самых почитаемых языческих божеств — бог солнечного света, тепла, плодородия вообще (его имя переводится как "бог жары"). Славяне называли его "Солнце-царь, сын Сварогов", символами этого бога были золото и серебро.
По славянским преданиям, Дажьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам прародителя многих славянских народов.
Еще в «Слове о полку Игореве» славяне названы даждьбожьими внуками.
Даждьбожьи (солнечные) внуки — так называли себя Русичи. Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали везде — на одежде, посуде, в украшении домов. Всякий русский мужчина обязан создать большую семью — род, накормить, вырастить, воспитать детей и стать Даждьбогом. В этом — его долг, слав, правда. За каждым из нас стоят бесчисленные предки — наши корни, и каждый должен дать жизнь ветвям — потомкам.
Так или иначе, все древние традиции празднования первого дня мая были связаны с природой, плодородием, рождением, началом нового жизненного цикла.
После начала христианизации Западной Европы кельтский праздник был намеренно вытеснен близким по дате церковным: днем святой Вальпургии, которую принято поминать как раз 1-го мая. Однако имя христианской святой, по иронии судьбы, по сей день ассоциируется с самым что ни на есть языческим праздником: Вальпургиевой ночью. По германскому народному поверью, именно в ночь на 1-е мая со всего света на шабаш слетаются ведьмы. В канун 1-го мая, по поверьям, открывались границы между нашим и потусторонним миром, и нечистая сила собиралась на праздник.
Новое прочтение праздник получил в июле 1889 г. , когда Конгресс II Интернационала принял решение о ежегодном праздновании "всем мировым пролетариатом" 1-го мая в память о "героической борьбе американских рабочих в Чикаго против капиталистов и эксплуататоров": именно 1 мая 1886 года в американском городе Чикаго рабочие местных заводов и фабрик вышли на демонстрацию. Основными требованиями их были улучшение условий труда и сокращение трудового дня с 15 часов до 8 часов. Демонстрация в тот день была подавлена властями и владельцами заводов.
История праздника в России
1 мая 1891 года социал-демократическая группа революционера Михаила Бруснева организовала первую праздничную сходку рабочих в Петрограде (ныне — Санкт-Петербург).
Самой ранней формой празднования Первомая стала маевка — собрание революционно настроенных рабочих в день 1 мая, как правило, за городом, получившая свое название от традиционных маевок-пикников.
На маевках происходили массовые праздничные гуляния, выступали с политическими речами.
С начала 1900-х годов 1 мая стали отмечать также забастовками, митингами, и демонстрациями, зачастую устраивавшимися в ближайшее к нему воскресенье. Прошедшая 1 мая 1900 года Харьковская маевка стала первым открытым массовым выступлением рабочих в России, в ходе которого было принято решение не выходить на работу и устроить уличную демонстрацию.
Во время Первой мировой войны выступления в День солидарности трудящихся стали единичными. В 1917 году праздник был впервые свободно отмечен в революционной России. 1 мая (18 апреля по старому стилю) на улицы вышли трудящиеся с лозунгами большевиков: "Вся власть Советам!", "Долой империалистическую войну!".
С 1918 года праздник стал официальным. Был закреплен в Кодексе законов о труде (в приложении к статье 104) и получил название День Интернационала.
В Москве, Петрограде, Киеве, Саратове, Воронеже и других крупных городах состоялись многотысячные митинги, демонстрации и шествия.
В честь праздника в Москве на Ходынском поле состоялся первый первомайский парад Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Военные парады в рамках празднования 1 мая стали традиционными и проводились ежегодно. Также в этот день проходили демонстрации и шествия трудящихся, устраивались митинги и концерты, смотры успехов в строительстве социализма и коммунизма.
30 июля 1928 года постановлением ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР выходные советских граждан стали длиннее — Дней Интернационала стало два — 1 и 2 мая.
На второй день праздника, как правило, во всей стране проходили массовые гуляния и празднования на природе.
Еще одной классической чертой празднования Первомая стало ежегодное проведение парадов физкультурников. В 1930-1934 годах первым постановщиком физкультурных парадов на Красной площади стал хореограф Игорь Моисеев.
1 мая 1933 года над Красной Площадью прошел первый воздушный парад. Начиная с этого момента, воздушные парады проводились регулярно вплоть до начала Великой Отечественной войны, в качестве неотъемлемой части демонстрации советской военной мощи. На этих парадах показывались достижения советской авиапромышленности — такие, например, как самолет "Максим Горький", самый скоростной истребитель своего времени И-16, и другие.
Во время Великой Отечественной войны парады и шествия в честь 1 мая не проводились.
В эпоху "развитого социализма" в СССР первомайские демонстрации изменили смысловую нагрузку. В день первого мая трудящиеся СССР "выражали свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран", а также "с национально-освободительным движением".
Организованные колонны трудящихся, интеллигенции, студентов шествовали по центральным улицам городов и поселков под марши и музыку политической направленности с производственными транспарантами. Из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун, установленных обычно возле главных административных зданий, демонстрантов приветствовали руководители КПСС, представители власти, передовики производства, ветераны, почетные граждане.
1 мая 1956 года был впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной площади.
С этого времени праздничные мероприятия на Красной площади ежегодно транслировалась центральными телеканалами, со вставками кадров демонстраций в других крупных городах страны. Трансляция парада сопровождалась краткими рассказами о международной обстановке, выполнении решений партийных съездов и конференций, Героях Социалистического Труда, лучших рабочих промышленных предприятий, значении трудовых резервов, воспитании молодого поколения.
В 1970 году Основы законодательства СССР о труде закрепили за праздником новое название: 1 и 2 мая официально стали Днями международной солидарности трудящихся.
1 мая 1990 года официальная первомайская демонстрация состоялась в последний раз.
Во время демонстрации на Красную площадь вошла альтернативная колонна с антикоммунистическими и антисоветскими лозунгами. Президент СССР Михаил Горбачев и другие руководители страны покинули трибуну Мавзолея, телетрансляция события была прекращена, а военный парад не состоялся.
В 1992 году постановлением Верховного Совета РФ от 30 июня День солидарности трудящихся был переименован в Праздник весны и труда.
В 1993 году первомайская демонстрация трудящихся в Москве закончилась массовыми беспорядками. По официальным данным, в результате пострадали несколько десятков человек, погиб сотрудник ОМОНа.
В 2001 году принятый 30 декабря Трудовой кодекс РФ (статья 112) сделал 2 мая рабочим днем, Праздником весны и труда остался только один день — 1 мая.
В 2000-е годы традиция первомайских демонстраций сохранилась. Они ежегодно проходят в России, а также в США, ряде стран Африки, Латинской Америки, Азии и Европы.
Всех с праздником!
"Рождённый в СССР
Как хочется вернуть былое
Пройти, сквозь временной барьер
Вернуть, то время золотое
Проснуться вдруг в СССР
Вернуть всё сердцу дорогое
Актёров, праздники, кино
Всё это было, как родное
Жилось так просто и легко
По три копейки «газировку»
В кинотеатрах «эскимо»,
Те анекдоты, что про Вовку
Тот «сервелат» и «молоко»
Парады, песни, комсомольцев
«Афоню», Шурика, Москву…
Те дни рождения, застолья
Всю ту людскую доброту
Как тянет, иногда, былое
Та защищённость и покой
Как детство, тёплое, родное
На вечно в памяти людской
Прости меня, век современный
Мне по душе твой интерьер
Но я такой обыкновенный
Рожден ведь я , в СССР..."
|